Беломоро-Балтийский канал на карте России
Карта европейской части России показывает, что трасса Беломоро-Балтийского канала входит в систему каналов и рек, соединяющих акватории пяти морей.
- Беломоро-Балтийский канал на карте России
- Общая информация
- География
- Канал на карте
- Южный склон Беломорканала
- Северный склон Беломорканала
- История строительства
- Политическая необходимость и политическая воля
- Канал под надзором
- Беломорско-Балтийский канал сегодня
- Экономическое и стратегическое значение канала
- Достопримечательности на берегах
- Экология
- Флора и фауна
- Круизы по Беломоро-Балтийскому каналу
- Переправы между берегами
Общая информация
Моря соединяемые Беломор каналом:
- Белого.
- Балтийского.
- Каспийского.
- Азовского.
- Черного.
Местность, по которой проложен водный путь, имеет довольно сложный рельеф, изобилует небольшими озерами и реками, каменистыми отмелями, выходами скальных пород.
Организация высот заставила разделить русло на два разнонаправленных понижения (склона). В результате, проплывая по трассе Беломорканала, придется миновать 19 шлюзов, 15 плотин, 51 дамбу, 12 водоспусков.

Из 227 км трассы только 32 км представляют собой рукотворное русло. Остальные 199 км проходят по рекам и естественным озерам, уровень которых подняли при помощи гидротехнических сооружений, сделав их судоходными.
Из-за сложности рельефа трассу канала пришлось разделить на три части:
- Южный склон.
- Водораздельный бьеф.
- Северный склон.
Два комплекса гидротехнических сооружений (Южный склон и Северный склон) регулируют движение в противоположных направлениях от разделяющего их бьефа (участка канала, уровень которого позволяет ему служить водоразделом).
Шлюзы Беломоро-Балтийского канала сначала поднимают судно, заходящее в него с Онежского озера, на 70 м, а затем опускают его на 103 м в Белое море.
Перепад высот позволил построить целый каскад из 5 гидроэлектростанций (Выгский каскад). При этом глубина искусственного русла составляет 4 — 4,5 м, что делает невозможным прохождение крупнотоннажных морских судов с большой осадкой.
Местами ширина Беломоро-Балтийского канала всего 36 метров с радиусом закругления 500м и одновременное прохождение судов в обе стороны, на многих участках суда движутся в разные стороны попеременно в соответствии с графиком и со скоростью не более 8 км/час.

Канал относится к гидротехническим сооружениям с естественным питанием, которые подпитываются самотеком из водоемов, расположенных на водораздельном бьефе.
Навигация в этом районе длится менее полугода:
- в среднем 165 суток на освещаемом участке длиной 131 км от Онежского озера до Надвоиц.
- в среднем 150 суток на неосвещаемом участке от Надвоиц до Белого моря.

География
Канал соединяет Белое море с Онежским озером. Дальнейший маршрут к морям:
- по реке Свирь, Ладожскому озеру и реке Неве в Балтийское море.
- через Волго-Балтийский водный путь в Каспийское море.
- из Волги через Волго-Донский канал в Дон и затем в Азовское и Черное моря.
Канал на карте
Точкой на карте России, от которой начинается Беломоро-Балтийский канал (сокр., Беломорканал или ББК), считается городок Повенец на берегу Повенецкой губы Онежского озера.
От него начинается движение по каналу и соответственно этому направлению расставляются навигационные знаки, распределяющие движение по фарватеру. С Белым морем канал соединяется рядом с городом Беломорском.
Южный склон Беломорканала
Движение в южном направлении организовано по Южному склону, который начинается от поселка Повенец возле Повенецкой губы Онежского озера. Он состоит из семи гидроузлов, которые образуют т. н. Повенчанскую лестницу по ним, словно по ступенькам, суда поднимаются почти на 70 м.
Шлюзы пронумерованы по направлению движения судов от Онежского озера наверх к Водораздельному бьефу. Расстояние между гидроузлами всего около 1 км. Сооружения с 1-го по 6-й оборудованы двухкамерными шлюзами. Седьмой шлюз состоит из одной камеры. Миновав его судно попадает в бьеф.

Грунт на фарватере песчаный (встречается много вымытых из земли валунов), кое-где скалистый.
В Повенце действует музей Беломоро-Балтийского канала, а недалеко от выезда из города в сторону Медвежьегорска находится мемориальное захоронение времен Великой Отечественной войны «Братская могила №6», в которой захоронены воины Карельского фронта, погибшие при обороне трассы ББК с января 1942 по июнь 1944 года.
Водораздельный бьеф Беломорканала

Протяженность Водораздельного бьефа 22 км. Его трасса ограничена шлюзами №7, завершающим Северный склон, и шлюзом №8, от которого начинается Южный склон. Для судоходства это самый сложный участок с минимальными глубинами (есть места глубиной 4 — 4,5 метра).
Путь проходит по озерам Выг, Воло и Ваицкое, где приходится огибать острова. Фарватер узкий, расширяясь вблизи шлюза №7.
Грунт по всему фарватеру бьефа скалистый. Это создает трудности для постановки на якорь, например, при необходимости ожидать прохода встречных судов перед шлюзом №7.

Северный склон Беломорканала
Этот участок более длинный и пологий, по сравнению с Южным склоном. Длина фарватера составляет почти 189 км. Фарватер пересекает пять крупных озер, несколько маленьких, проходит по углубленному старому руслу реки Выг, минует 12 гидроузлов (шлюзы от №8 до №19).

Длина бьефов (водораздельных перемычек между гидроузлами) очень разнится, самый короткий бьеф всего 1,3 км, самый длинный протянулся на 87 км:
- Бьеф между шлюзами №8 и №9 тянется 11 км. Большая часть пути (8 км) проходит через глубокое Матко-озеро (от 5 до 17 м). Глубина фарватера, проходящего через реку Вологжа, от 4,1 до 4,5 м. Участок через озеро Торос немного глубже: от 4,5 до 7 м. Из-за узкостей на фарватере движение судов организовано с чередованием направления и с ограничением скорости.
- Бьеф от шлюза №9 до шлюза №10 протянулся на 86 км. Фарватер проходит через озеро Телекино, реку Телекинку и самое большое на трассе ББК Выгозеро (длина 50 км, ширина более 15 км).
- Короткий водораздел между шлюзами №10 и №11 включает в себя небольшое Воицкое озеро длиной всего 1,5 км.
- 34 км, которые тянется бьеф между шлюзами №11 и №12, включают в себя озеро Шавань, извилистый шестикилометровый путь через реку Онда, Парановский плес.
- Между шлюзами №12 и №13 суда проходят короткий (всего 5 км), но трудный участок, на котором дополнительные проблемы, кроме узкостей, создают подводные скалы на кромках судового хода.
- Бьеф между шлюзами №13 и №14 (его называют «Матконежский») тянется 19 км по реке Выг.
- Между шлюзами №14 и №15 располагается Выгоостровский бьеф, который представляет собой канал, вырубленный в скале. Длина его 2 км.
- Бьеф от шлюза №15 до №16 протянулся на 10 км по реке Выг.
- Шлюзы №16, №17, №18 и №19, соединенные короткими бьефами, резко опускают суда на уровень Белого моря в Сорокской бухте.

Многочисленные узкости, малые глубины, одностороннее движение, скалистое дно создают значительные трудности для безопасного судоходства.
История строительства
О том, как обустроить водный путь из Онежского озера в Белое море, впервые задумался Петр Первый. На эту мысль его навели знаменитая сухопутная «Государева дорога», проложенная вдоль Онежского озера для перемещения кораблей волоком, и канал, вырытый рядом с Ладожским озером, чтобы избежать опасностей плавания по его бурным водам.

Затем к этой идее возвращались несколько раз в XIX веке. Проект профессора Тимонова был даже награжден золотой медалью на Парижской выставке 1900 года. Но в итоге каждый раз трудности казались непреодолимыми.
Политическая необходимость и политическая воля
Наиболее остро проблема отсутствия водного пути к северным морям из центральной части России встала перед руководством СССР в 1930-х годах:
- Карельский перешеек принадлежал Финляндии и прямое железнодорожное сообщение с северными территориями (Мурманский порт, рудники Кольского полуострова) было перекрыто.
- Все государства по берегам Балтийского моря были враждебны Советскому Союзу.
- Надежное, безопасное сообщение по воде между промышленными районами и северными портами было необходимо для развития Северного Морского пути.
В 1930 г. было принято постановление об улучшении работы водного транспорта, в котором предписывалось начать проектирование «Беломорско-Балтийского внутреннего водного пути». Вскоре было создано управление Беломорстроя НКПС (Народного Комиссариата Путей Сообщения).
Первые эскизы были готовы уже к лету 1931 года. На начальной стадии разработки проекта советские инженеры использовали дореволюционные наработки.
Предполагалось прорыть канал глубиной, допускающей прохождение судов с осадкой 19 футов (5,8 м). Практически сразу после утверждения первых листов проекта были начаты подготовительные и земельные работы.
Канал под надзором
Общее руководство с самого начала было поручено «Комитету по сооружению Беломорско-Балтийского канала», одним из четырех членов которого стал заместитель наркома ОГПУ Генрих Ягода (после преобразования ОГПУ в НКВД ставший наркомом внутренних дел). Таким образом, строительство ББК сразу оказалось в ведении надзирающих органов.
В конце 1931 года Управление Беломорстроя было полностью подчинено ОГПУ. Печально знаменитый Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН) был преобразован в Беломорско-Балтийский исправительно-трудовой лагерь (Белбалтлаг).
Большую часть рабочего контингента составляли заключенные, которых в советской прессе было принято именовать «каналоармейцами» муссировалась аналогия с красноармейцами и воспитательное значение принудительного труда на благо Советской Родины.
Курировали стройку высшие чины ОГПУ и начальник Главного управления лагерей (ГУЛАГ), а непосредственно руководил Нафталий Френкель — автор идеи использования заключенных в качестве бесплатной рабочей силы на государственных стройках.
По прикидкам на строительстве ББК в разные периоды трудились около 250 тыс. заключенных. Условия труда были таковы, что 12300 заключенных (по официальным данным) погибли от несчастных случаев или умерли от болезней. Неофициальные цифры гораздо больше (30 тыс., 50 тыс. и даже больше).
Сталин приказал максимально удешевить строительство и оно велось практически без использования строительной техники — главными орудиями труда были тачки, лопаты, кирки, топоры и пилы. В сооружениях применялось то, что было под рукой: кругляк, простые пиломатериалы, грунт, камень.
Темпы были авральные. На строительство более 100 крупных гидротехнических сооружений потребовалось чуть больше 20 месяцев. Общий объем выполненных заключенными земляных работ составил 21 млн куб. метров. Одновременно на периферии канала было проложено почти 2500 км железных дорог.
Для обеспечения высоких темпов начальство разработало систему мотивации рабочих: питание заключенного напрямую зависело от выработки, перевыполнение поощрялось усиленным пайком, денежными премиями. Сроки ударников уменьшались зачетами «день за два».
Основной этап строительства важного государственного объекта был завершен в мае 1933 года, но еще несколько лет продолжалось его техническое обустройство.
В 1939 году в соответствии с постановлением правительства «О передаче Беломоро-Балтийского канала имени тов. Сталина в ведение Наркомвода» канал был исключен из системы НКВД и передан в ведение Северо-Западного пароходства.
Беломорско-Балтийский канал сегодня

После различных реконструкций в 60-70-х годах прошлого века, включая углубление фарватера и организацию освещения части канала, к 1985 году грузопоток по этой водной артерии достиг 8 миллионов тонн. В 90-х произошло его резкое снижение. Сегодня по каналу перемещается менее двух миллионов тонн в год.
Экономическое и стратегическое значение канала
Постройка Беломорканала дала импульс развитию всех населенных пунктов, расположенных вдоль его трассы. Появились промышленные предприятия, возникли новые поселки. Повенец, потерявший к 30-м годам прошлого века статус города, превратился в важный порт. Портом стал и Беломорск. На трассе канала заработали 5 гидроэлектростанций.
Особенно выросло значение ББК, когда к 1964 году был полностью сформирован Волго-Балтийский водный путь, теперь судно класса «река — море» могло доставить свой груз из Мурманска или другого северного порта на Черное или Каспийское море.
Особенно значение этого водного пути может возрасти с развитием Северного морского пути вдоль арктических берегов России.

Достопримечательности на берегах
Главной достопримечательностью Беломорканала может считаться сам канал и его гидротехнические сооружения. Проплывая по нему можно осмотреть 19 шлюзов, 15 плотин, гидроэлектростанции и водосбросы. Сегодня здесь организован историко-культурный комплекс «Беломорско-Балтийский канал», экспонатами которого и являются все эти объекты.
Привлекают и печальные тайны канала, связанные с его строительством тысячами заключенных, а также героическая история обороны Беломоро-Балтийского канала в годы Отечественной войны. Вдоль трассы канала установлены памятники его погибшим строителям и защитникам.
В Повенце действует музей, построена деревянная церковь-памятник во имя св. Николая. Интересные материалы об истории ББК можно увидеть в краеведческом музее в городе Медвежьегорске
Экология
Активное промышленное освоение территории с 1930-х до 1990-х годов причинило значительный вред экологии вдоль трассы канала. Особенно в этом «поучаствовали» деревообрабатывающие и целлюлозно-бумажные комбинаты.
Также свою лепту в создание экологических проблем в акваториях Онежского озера и Белого моря внес водный транспорт, хотя его влияние было гораздо меньшим в сравнении с воздействием промышленных предприятий. За период промышленного затишья в 90-х и начале 2000-х годов природа в значительной мере восстановилась и компенсировала нанесенный ей вред.

Флора и фауна
Животный мир и растительность на территории между Онежским озером и Белым морем характерны для русского Севера. Хвойные и смешанные леса, речные поймы, заросшие кустарником, дают пищу крупным и мелким животным. Но вдоль трассы канала трудно встретить диких животных, старающихся избегать мест активной человеческой деятельности.
Круизы по Беломоро-Балтийскому каналу
Популярностью пользуются теплоходные туры по Волго-Балтийскому водному пути, который позволяет проплыть от крупных российских городов — Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и других — до Белого моря.
Из Москвы теплоход проплывает по трем каналам: по каналу имени Москвы, Волго-Балтийскому и Беломоро-Балтийскому. Из Нижнего Новгорода (с Волги) надо сначала проплыть по Оке и Москва-реке до канала имени Москвы. Из Санкт-Петербурга путь пролегает по Неве, Ладожскому озеру и Боломоро-Балтийскому каналу.
Переправы между берегами
Все гидротехнические сооружения на трассе канала оборудованы мостовыми переходами или проездами для автомобильного транспорта. Например, рядом со шлюзами №2 и №18 построены однопролетные разводные мосты.