Волго-Донской канал на карте России от Волги до Дона

Волго-Донской канал является уникальным творением человеческих рук и прекрасным туристическим объектом. Очередная стройка ХХ века соединила две крупнейшие реки России и погубила тысячи жизней.

Рекомендуем к прочтению: Беломоро-Балтийский канал на карте

Общая информация

Покорение природы и изменение ландшафта на пользу человека свершилось в 1952 году, когда две великие русские реки соединил рукотворный канал. В то же время новый гидротехнический объект вошел в состав Единой транспортной системы России.

Соединение ВОЛГИ и ДОНА. ВОЛГОДОНСКОЙ КАНАЛ - НАЧАЛОСоединение ВОЛГИ и ДОНА. ВОЛГОДОНСКОЙ КАНАЛ — НАЧАЛО

Протяженность искусственно созданной реки считается совсем небольшой: длина Волго-Донского канала составляет 101 километр, из них 45 километров занимают искусственно созданные водоемы.

Для ударной стройки был выбран самый узкий участок (это хорошо видно на карте), однако прямой линии, которая бы соединила две реки (в этом случае протяженность Волго-Донского канала составила бы 48 километров) не получилось.

При выборе этого варианта пришлось бы строить гораздо больше шлюзов и вести сложные взрывные работы. А это привело бы к увеличению сроков строительства.

Так что проектировщикам пришлось соединять реки мягкой дугой, что наглядно демонстрирует Волго-Донской канал на карте России.

Кроме этого, во втором варианте использовались возможность использования водохранилищ, что облегчало труд строителей и сокращало время возведения гидротехнического сооружения.

О трудозатратах в то время никто не переживал. Хотя к чести руководства Волго-Донского канала, условия труда здесь были лучше, чем на канале имени Москвы или на Беломорканале.

Для завершения всех работ потребовалось всего 3,5 года. Если учесть, что техники на объекте было совсем немного, то этот срок является очередным рекордом коммунистического строительства.

Глубина новой реки составляет от 3,5 до 4,5 метров.

Путешествие по каналу занимает 10-12 часов.

Период навигации длится почти 8 месяцев: открытие ее начинается в середине марта-начале апреля, завершение прохода судов приходится на ноябрь-декабрь.

Рекомендуем к прочтению: Никарагуанский канал

История строительства

Идея соединить две реки витала в головах торговцев и военачальников еще с XVI века. Уж больно заманчивой была перспектива проходить в Черное, Азовское, Каспийское моря без сложного кружного пути и неприятных встреч с разбойниками.

Волго-Донской канал. Великое переселениеВолго-Донской канал. Великое переселение

В 1569 году турецкий султан направил на создание канала более 20000 своих солдат, однако через год работы пришлось прекратить. По подсчетам гидрографов потребовалось бы более 100 лет и участие всего турецкого народа, чтобы добраться до берегов Волги.

Рекомендуем к прочтению:  Река Аше: Лазаревское, долина реки, сплав и рыбалка, экскурсии и водопады

Сегодня о неудавшемся строительстве напоминает огромный ров, который местные жители зовут турецким валом.

Спустя столетие идеей построить Волго-Донской канал увлекся Петр I. Для этих целей из Германии даже был выписан специалист по устройству речных каналов. Но вскоре и он осознал, что задача стоит практически невыполнимая и сбежал из России, не забыв прихватить выделенные средства.

Руководство проектом взял на себя английский инженер. Под его началом часть канала была все-таки построена, но окончанию грандиозного строительства помешала Северная война.

После смерти первого императора проект перешел в категорию долгостроя, а потом и вовсе затерялся. В последующие годы были разработаны еще около 30 предложений, но все они даже не рассматривались.

Вновь вернулись к идее создания судоходного канала только после установления Советской власти в 1918 году.

На разработку проекта ушло более 20 лет, а потом началась борьба с вредителями, под которую попал и главный конструктор проекта. Ему приписали подрыв экономики и то ли сослали на вечное поселение, то ли втихую расстреляли.

Вновь о необходимости строительства канала заговорили только после Великой Отечественной войны. В 1948 году был наконец-то утвержден проект рукотворной реки, в который вошли:

  • Цимлянское озеро и одноименный гидроузел.
  • Канал, предназначенный для судоходства.
  • Система оросительных каналов, призванных доставить влагу в засушливые районы.

В следующем году начались работы. С трудовыми затратами не считался никто. На очередной стройке века трудились студенты, рабочие, крестьяне из затопляемых деревень, заключенные, бывшие военные и даже военнопленные.

О соблюдении прав трудящихся речь особо не шла. Правда, на этой стройке соблюдался хоть какой-то режим работы и отдыха, строителей относительно неплохо кормили и даже находили время устанавливать им дома по мере продвижения.

Кстати, построенные в то время бараки до сих пор служат жилыми домами для внуков людей, которые когда-то возводили Волга-Донской канал.

Всем участникам стройки платили зарплату, время работы засчитывалось в трудовой стаж, а для заключенных действовал особый тариф исчисления отбывания наказания: один год работы приравнивался к двум за решеткой.

Так что люди старались работать на совесть. Всего, по подсчетам специалистам, на строительстве этого канала погибло не более 1500-2000 человек. Для такого масштабного строительства это было очень мало.

Свою роль сыграла и техника, которой смогли обеспечить стройку, так что ручной труд был частично исключен.

К окончанию строительства был запланирован визит вождя всех народов: товарища Сталина. Для его размещения в экстренном порядке был построен Цимлянский хутор, который срочно облагородили высаженными деревьями, парк разделили уютными дорожками. Правда, Иосиф Виссарионович на открытие так и не приехал.

В сентябре 1951 года начали заполнять Цимлянское водохранилище, а в мае 1952 года Дон и Волга соединили свои воды.

Рекомендуем к прочтению:  Река в Киеве: на карте, список всех рек протекающих в городе

Первым по рукотворной реке должен был пройти теплоход Иосиф Сталин, но в ночь перед отплытием на корабле произошел пожар. Так что устроителям торжественного открытия пришлось выпустить судно «Сергей Киров».

Конечно, об инциденте не сообщалось, так что во всех газетах было опубликовано сообщение о парадном прохождении теплохода с именем верховного правителя.

Читайте также: Река По

География

Волга-Дон начинается в долине притока Волги, где небольшой участок суши надежно защищает сооружение от основных штормов и ледохода, а также смягчает быстрое течение.

Заканчивается рукотворная река около города Калач-на-Дону.

Шлюзы

Путешественники часто спрашивают сколько в Волго-Донском канале шлюзов.

На канале расположено 13 пропускных шлюзов с одинаковыми размерами 145*18 метров. А вот расстояние между ними существенно различаются:

  • На Волжской части они расположены примерно через 700-1000 метров. Здесь находится 9 шлюзов;
  • На Донском участке это расстояние увеличено до 7-20 километров. Здесь расположено всего 4 шлюза.

По сути шлюзы как раз и обеспечивают сначала подъем, а потом спуск судов по новому руслу реки. Практические и функциональные, они не могут похвастаться роскошным убранством, хотя есть и приятные исключения из этого правила.

Водохранилища

Как видно на карте России Волго-Донской канал включает в себе три крупных водохранилища:

  • Варваровское.
  • Береславское.
  • Карповское.
  • Цимлянское (Дон).
Варваровское водохранилище

Каждое из них было создано искусственным путем и кроме утилитарных функций накапливания воды для последующего выравнивания уровней шлюза являются прекрасными зонами отдыха местных жителей и путешественников.

Береславское водохранилище

Цимлянское водохранилище вошло в одноименный гидроузел.

Карпавское водохранилище

Канал на карте

Волго-Донской канал на карте России занимает совсем немного места и не может соперничать со своими более именитыми родственниками.

Но искусственно созданное русло позволило проще и быстрее перевозить товары широкого потребления, уголь, сталь и прочие необходимые для производства материалы.

Достопримечательности

Волго-Донской канал не может похвастаться особыми достопримечательностями (создавался он первоначально чисто в практических целях), но прогулка по искусственной реке поможет лучше узнать историю родной страны и полюбоваться на ее красоты.

Сарептский маяк

Особую величественность сооружению, построенному в стиле сталинского ампира, придают носовые части старинных кораблей (ростры).

Сарептский маяк

Памятник Ленину

Одним из мероприятий открытия нового речного пути стало представление гостям монумента товарищу Сталину.

Однако, в недалеком будущем культ личности вождя был разоблачен, и памятник отправился либо в запасники истории, либо на переплавку. Пьедестал же остался стоять на прежнем месте, и чтобы заполнить пустоту, там установили скульптуру Ленина.

памятник Ленину

Примечательно, что памятник вместе с основанием лишь слегка не дотягивает до размеров Христа-Спасителя в Бразилии.

Первый шлюз

Оригинальная арка первого шлюза выполнена с имитацией под древнегреческие триумфальные сооружения.

Шлюз №1

Только украшают ее не изображения плененных врагов, а обязательные для того времени серп и молот, флаги союзных республик.

Рекомендуем к прочтению:  Река Тура в городе Тюмень, Свердловской Области, карта, сплав и рыбалка

Цимлянское водохранилище

Этот водоем считается настоящим Эдемом для любителей рыбной ловли. А на дне искусственного озера осталась стоять древняя хазарская крепость, относящаяся к I веку нашей эры.

К сожалению, о древней истории во время строительства особо не переживали, поэтому большая часть старинных предметов оказалась затопленной. А то, что археологи успели выхватить из-под ковшей тяжелой техники, нашло свое место в Эрмитаже.

Информационный центр Волго-Донской АЭС

Необычный музей познакомит путешественников с миром ядерной энергетики.

Информационный центр Волго-Донской АЭС

Волгодонский музей истории народной культуры

Это культурное учреждение расскажет всем интересующимся о быте донских казаков, их традициях и обрядах, ремеслах и истории, быте и праздниках.

Волгодонский музей экологии и истории

Просторный музей состоит из 12 залов, где представлены древние свитки, оружие и иконы. Необычен и формат проводимых экскурсий, вместо скучного созерцания старинных предметов можно отправиться на увлекательную прогулку на катере или заняться рыбалкой.

Волгодонский музей экологии и истории

Шлюз номер 13

Крайнее сооружение Волго-Донского канала является копией первого шлюза и придает ансамблю особую изысканную завершенность.

Шлюз № 13

Экономическое и стратегическое значение канала

Пользу искусственной реки переоценить очень сложно. Помимо ускорения доставки необходимых грузов и обеспечения водой до тех пор засушливых мест, Волга-Дон смог стать неотъемлемой частью транспортной и туристической системы России, соединяя между собой воды Северных и Южных морей, Питер и Волгоград.

Экология

Вмешательство человека сильно изменило экологию района. Прохождение больших и малых судов, посиделки горожан, добравшихся до свежего воздуха, оставляют за собой след в виде грязи, выброшенного мусора, вовремя непотушенных костров.

Стритфишинг на ВДСК или первая рыбалка с Tict Ice Cube IC-69TRСтритфишинг на ВДСК или первая рыбалка с Tict Ice Cube IC-69TR

Флора и фауна

Представители царств Флоры и Фауны возле Волго-Донского канала не сильно отличаются от своих собратьев в чуть более отдаленных местах. Но для путешественников из других регионов и они могут показаться экзотическими животными и растениями.

Ловля сазана на фидер на Волго-Донском канале осенью: Рыболовный дневникЛовля сазана на фидер на Волго-Донском канале осенью: Рыболовный дневник

Переправы между берегами

Берега Волга-Донского канала соединяет несколько переправ:

  • автодорожные мосты расположены между шлюзами 1 и 2, 9 и 10, 11 и 12;
  • железнодорожные магистрали пролегли между шлюзами 1 и 2, 8 и 9, 9 и 10, 12 и 13.

Рыбалка

Рыболовы не оставляют вниманием Волго-Донской канал. В озерах искусственного водного тракта ловится большая и малая рыбка, располагаются уютные места для палаток и благоустроенные турбазы.

Запретный окунь или спиннинговая ловля на Волго-Донском каналеЗапретный окунь или спиннинговая ловля на Волго-Донском канале

Круизы по Волго-Донскому каналу

Пройти по очередному чуду человеческой мысли предлагают туристические компании из самых разных городов европейской части России.

Владимир
Привет! Меня зовут Владимир. Я закончил Российский Государственный Гидрометеорологический Университет. В свободное время веду блог, в котором рассказываю о водных объектах нашей планеты, увлекаюсь охотой, рыбалкой и сплавом по рекам. Присоединяйтесь! Пишите комментарии, задавайте вопросы.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
oreke.ru
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Adblock
detector