Новый Суэцкий канал на карте
В ноябре 1869 года пышными торжествами отметили завершение строительства Суэцкого канала, соединившего два океана — Атлантический и Индийский. Прежний маршрут из Европы к портам Центральной Азии пролегал в обход Африканского континента.
Канал уменьшил путь на 8 тыс. километров, кардинально уменьшив затраты на доставку грузов и людей. В течение нескольких лет вывоз грузов из стран Центральной и Юго-Восточной Азии увеличился во много раз.
Рекомендуем к прочтению: река Амударья на карте
Суэцкий канал и Трансамериканская железная дорога позволили Филеасу Фоггу (герою знаменитого романа Жюля Верна) обогнуть земной шар за 79 дней.
Характеристики канала: ширина, длина, глубина, течение
Длина русла составила 161 км (не считая углубленных участков морского дна), ширина судоходного фарватера (по дну) — от 45 — 60 м, по зеркалу воды от 120 до 350 м. Первоначально глубина составляла 12 — 13 м.
Судоходные параметры вполне соответствовали параметрам судов того времени и потребностям торгового грузооборота. В дальнейшем русло неоднократно углублялось и его глубину довели до 20 м.
Фарватер открывается для прохождения судов в одну сторону. Имеется несколько участков для расхождения и ожидания своей очереди.
Рекомендуем к прочтению: Августовский канал на карте
По сути, канал состоит из трех частей:
- От Суэца на Красном море до Большого Соленого озера. Направление течения в этой части канала меняется в соответствии с графиком приливов и отливов.
- Углубленный фарватер по Большому Соленому озеру.
- От Большого Соленого озера до Порт-Саида. Здесь зимой течение направлено от озера на север к Средиземному морю, а в летние месяцы — с севера на юг.
Рекомендуем к прочтению: Панамский канал на карте
Восстановление Суэцкого канала: требование времени
При египетских фараонах XII династии был построен первый вариант канала из Красного моря в Средиземное, древние египтяне просто прорыли русло от реки Нил до ближайшего залива Красного моря, т. е. с востока на запад, а не с юга на север.

В дальнейшем, фараоны несколько раз приказывали восстановить засыпанное песком русло или прорыть новое, но всегда оно было направлено от Нила к Красному морю.
Восстановлением проходимости русла пришлось заниматься и современным владельцам Суэцкого канала. На канале постоянно работают землечерпалки (суда для углубления дна), т. к. русло постоянно засыпается песком, который приносит ветер из пустыни.
Читайте также: водные каналы
Но с течением времени перед Египтом встал задача восстановления востребованности Суэцкого канала для мирового судоходства.
С ростом важности нефтеперевозок особо актуальной стала проблема прохождения супертанкеров и суперконтейнеровозов, большинство из которых имеют осадку до 22 метров (есть и с большей осадкой).
Частично проблема решалась временной перемещением части тоннажа на суда, принадлежащие администрации Суэцкого канала. Но это замедляло прохождение по каналу, увеличивало его стоимость и не давало гарантии от аварийных ситуаций.
Рекомендуем к прочтению: Каракумский канал
Так, в августе 1990 года танкеру Silver Energy не хватило места для маневра и он врезался в берег канала. Через пробоину в корпусе вытекло значительное количество нефти, движение судов было заблокировано.
В сентябре того же года в берег врезался контейнеровоз Robert Lee. Более 80 судов дожидалось, пока его уберут с фарватера. В ноябре 2004 года сел на мель танкер Tropic Brilliance, перекрыв движение на 2 суток.
Трудности для безопасного судоходства были очевидны, узкость фарватера и его недостаточная глубина для крупнотоннажных судов. Кроме того, невозможность одновременного движения судов в обе стороны существенно ограничивала пропускную способность водной трассы и снижала доходы египетской казны.
Рекомендуем к прочтению: река Десна Московская область
Создание параллельного канала
Проблема реконструкции Суэцкого водного пути из Атлантического океана в Индийский активно обсуждалась еще с 80-х годов. Ее базовой идеей было обеспечение двустороннего движения судов.
В сентябре 2014 года правительство Египта приступило к реализации проекта по строительству канала-дублера. Предполагалось, что это станет первым этапом полномасштабной реконструкции, которая позволит судам следовать с юга на север по старому руслу, а с севера на юг — по новому.
Для финансирования правительство выпустило облигации с увеличенной доходностью (12% годовых), которые инвесторы раскупили всего за 8 дней. 80 крупных строительных фирм привлекли к работам 43 тыс. человек рабочих и инженерно-технического персонала.
Помимо частных подрядчиков активно использовались армейские инженерные части. Работы велись круглосуточно и сразу почти по всей длине нового русла.
Сегодня канал обеспечивает более 7% мирового морского товарооборота. Почти 20% перевозимой танкерами нефти проходят по этому пути. Даже товары, поставляемые на Восточное побережье США из Китая и Таиланда, идут не напрямую через Тихий океан, а через Индийский и Атлантический, соединенные Суэцким каналом.
Благодаря хорошей организации и приложенным усилиям вместо запланированных трех лет удалось уложиться в 1 год. 25 июля 2015 года контейнеровозы под флагами разных стран совершили тестовый проход по новому, еще не открытому, Суэцкому каналу.
Читайте также: Никарагуанский канал
Египет представил миру обновленный Суэцкий канал
6 августа 2015 года президент Египта Абдул-Фаттах Ас-Сиси открыл церемонию официального открытия нового Суэцкого канала.
Он прибыл на торжество на яхте «Аль-Махруса» — старейшем морском судне в составе ВМС Египта (постройки 1865 г.), которое в 1869 году первым прошло по только-что построенному Суэцкому каналу.
В церемонии приняли участие делегации высших должностных лиц из 50 государств, в т. ч. из Российской федерации.
Знаковым событием на торжествах стало представление оперы Дж. Верди «Аида», которую композитор писал для церемонии открытия в 1869 году, но закончить не успел. Прямую трансляцию оперы с берега нового Суэцкого канала вели ведущие мировые телеканалы.
Новый канал на карте
Читайте также: Беломоро-Балтийский канал на карте России
Задачу расширения канала решили просто, вдоль старого русла прокопали новую водную трассу. Соответственно, новый Суэцкий канал на карте идет параллельно старому, местами немного спрямляя его изгибы, как, например, недалеко от города Исмаилия.
Проект реконструкции предусматривал дать судам возможность прохождения встречными курсами в самых проблемных местах. «Новый Суэц» дублирует старый только на протяжении 72 километров из 161. При этом 35 км — это новое русло, а 37 км — реконструированное старое.
В районе Порт-Саида дублирующая ветка уже существовала. Основные работы проводились севернее Суэца, в районе Большого Горького озера, напротив и севернее Исмаилии.
Читайте также: Волго-Донской канал на карте

Расходы на строительство канала
За 1 год, в течение которого велись работы, было потрачено 8,5 млрд долларов. Около 4 млрд долларов пошли на выкапывание параллельного русла. Остальные деньги были израсходованы на строительство 6 туннелей под каналом, по 3 в Порт-Саиде и Исмаилии, которые позволили сохранить существующую сухопутную транспортную систему.

Предполагается, что вложенные средства довольно быстро окупятся. При начале реализации проекта египетское правительство рассчитывало на возрастание поступлений от канала с 5,3 до 13,2 млрд долларов в год.

Однако, для этого требовалось увеличить возможности всей водной артерии, превратив ее в настоящий логистический хаб с судоремонтными верфями, заводами по производству контейнеров и т. д. К 2021 году доходы Египта возросли примерно на 20% (до 6,3 млрд долларов).