Крупнейшие водные каналы, Водный канал это
Водный канал представляет собой искусственно созданное сооружение, предназначенное для переброски и обеспечения водой регионов, где влага ценится на вес золота.
Кроме этого, подобные русла расширяли зоны торговли, сокращали расходы на перемещение грузов и пассажиров, открывали новые возможности для развития туризма.
Эти же конструкции отводили излишки воды, смягчали слишком сильные течения, регулировали запасы влаги.
Рекомендуем к прочтению: Никарагуанский канал Никарагуа
- Крупнейшие водные каналы, Водный канал это
- Виды каналов
- Мелководные каналы
- Глубоководные каналы
- Обводные каналы и реки, превращенные в каналы
- Характеристика каналов
- Потери воды из каналов
- История
- Каналы в древности
- Каналы в средние века
- XIX век
- Россия до революции
- Советский Союз
- Сооружения на каналах
- Водопроводящие сооружения
- Смежные сооружения
- Шлюзы
- Водохранилища
- Самые длинные каналы мира
- Панамский (81,6 километров)
- Кильский (98 километра)
- Волго-Донский (101 километр)
- Канал имени Москвы (128 километров)
- Царский (145 километров)
- Рейн-Майн-Дунай (171 километр)
- Суэцкий (193,3 километра)
- Беломоро-Балтийский (227 километров)
- Среднегерманский (325,7 километров)
- Эри (843 километра)
- Гета (420 километров)
- Юньхо или Юньхэ (1930 километров)
- На карте
Виды каналов
Рукотворные русла делятся на несколько видов:
- Водопроводные призваны служить для подачи влаги, используемой в сельском хозяйстве или в быту.
- Дренажные предназначены для избавления от излишков влаги.
- Судоходные применяются в качестве недорогих средств для транзита грузов и людей, а также для сокращения пути между двумя пунктами.
- Энергетические подводят воду к ГЭС и уводят отработанные потоки воды.
- Рыбоводные служат для разведения рыб и дальнейшего перемещения их в реки и озера.
Отдельного внимания заслуживают комплексные водные артерии, способные решать сразу несколько задач.

Впрочем, технические сооружения не привлекают к себе пристального внимания не специалистов в этой отрасли. Гораздо большей популярностью пользуются водные артерии, обеспечивающие нужды туризма. Такие сооружения выстроены во всем мире, и это хорошо видно на карте.
Кроме этого технические элементы переброски воды делятся на сооружения, которые:
- Текут самостоятельно.
- Используют насосные станции для подачи воды.

Рекомендуем к прочтению: Матисов канал
Мелководные каналы
Мелководные постройки – это искусственные сооружения, соединяющие между собой реки и водоемы в пределах достаточно ограниченного пространства.
Используются они обычно внутри одного географического или политического региона и выполняют, в основном, исключительно практические функции.
Как показывает карта, востребованы такие маршруты в странах Европы:
- Германии.
- Польши.
- Франции.
- Бельгии.
- Голландии.
- России.
Хотя и остальные страны мира не пренебрегают этими сооружениями.
Глубоководные каналы
Эти сооружения обычно соединяют между собой несколько стран мира. Делятся они на два вида:
- первые сокращают путь между океанами или морями;
- вторые обеспечивают проход к портам, которые располагаются на некотором удалении от береговой линии.

Эти два вида существенно сокращают время доставки грузов и долгое время служили в качестве особо ценных стратегических объектов.
Большая часть таких водных путей возводилась в XIX-XX веках и считалась практически невозможным чудом науки и техники.
Сегодня эти сооружения морально устарели и не способны нести на своих водах современные лайнеры. Хотя до сих пор используются и в практических целях, и в качестве развлечений путешественников.
Обводные каналы и реки, превращенные в каналы
Эти образцы превосходства Человека над Природой обычно прокладывали параллельно рекам. Использовались они для обхода несудоходных мест, но при современном уровне технологий нужда в них постепенно отпадает.
На карте мира эти конструкции можно увидеть в Нидерландах и в США. В России такими сооружениями стали водные пути Ладожского озера и Москвы-реки.
Характеристика каналов
Основными характеристиками водных каналов мира и России по-прежнему остаются форма и размер поперечного сечения.
Предпочтение чаще всего отдают строениям с трапецеидальным или полигональным очертаниями.
Сечение при этом может быть представлено в виде:
- прямоугольника;
- полукруга;
- параболы.
Потери воды из каналов
Живительная влага может теряться от испарения или просачивания через дно и стенки сооружений.
При этом несмотря на большие площади, занимаемые искусственными реками, первые потери не являются слишком заметными, а вторые способны причинить немало проблем.
К таким неприятностям относятся:
- Снижение экономической эффективности.
- Заболачивание прилегающей местности.
- Деформация и разрушение строений.
- Вероятность появления обрушений и селей.
Последнее особенно опасно в горах по всему миру.
История
История строительства рукотворных водных артерий насчитывает не одно тысячелетие.
Каналы в древности
На карте мира и России можно увидеть немало рукотворных водных артерий и вен. Первые из них появились еще до нашей эры, направляя потоки воды в сухие земли Месопотамии, Египта, Рима, Греции, Китая.
В 600 году до Рождества Христова был построен первый судоходный канал. Его родиной стал Египет, а водная артерия протянулась от Средиземного до Красного моря. В последующем творение человеческих рук было уничтожено песками и безжалостным временем.
Каналы в средние века
Это время стало эпохой развития торговли. Судоходные реки искусственного происхождения строились преимущественно в Европе, соединяя Ломбардию и Францию, Голландию и Германию, отдельные города и регионы.
Россия отставала от этого процесса, предпочитая пользоваться разбитыми дорогами.
XIX век
Развитие технологий строительства и появление долговечных материалов помогло в возведении всемирно известных каналов:
- Суэцкого.
- Коринфского.
- Кильского.

Продолжалось строительство и мелких искусственных русел, расположенных во всех уголках мира, но пальма первенства по-прежнему принадлежала Европе.
Во второй половине XIX века Франция разработала единый стандарт размеров каналов и кораблей, который используется и в наши дни.
Каналы в Советском Союзе и России
Не отставала от мира и Россия.
Россия до революции
Водные каналы на карте дореволюционной России занимали не самое большое место. Самым старым каналом шестой части суши считается Вышневолоцкая водная система, строительство которой было осуществлено при всемерной поддержке Петра I.
В начале XIX века в действие были введены Мариинский и Тихвинский канал. Вместе они составили Волго-Балтийскую водную систему.
Советский Союз
Зато при Советской власти возведение искусственных русел рек набрало невероятную силу. Еще при Сталине были сданы в эксплуатацию:
- Беломор.
- ВолгаДон.
- Канал имени Москвы
- Южно-Украинский и Северо-Крымский каналы.

Строительство Каракумского русла затянулось на несколько десятилетий, закончившись во времена правления Брежнева.
Водные каналы на карте России образуют целую речную сеть, соединяя между собой пять морей, начиная от самых северных водоемов и заканчивая южными морями.
Некоторые искусственные реки являются настоящими памятниками архитектуры, другие играют чисто практическую роль.

Сооружения на каналах
Строительство каналов требует не только больших затрат денег, человеческого и механизированного труда, четких расчетов, но и дополнительных установок, предназначенных для нужд строящейся или уже эксплуатируемой реки.
Водопроводящие сооружения
К подобным элементам относятся лотки, трубы, туннели, которые заменяют части каналов. Более сложными элементами считаются:
- Акведуки, устанавливаемые над препятствиями.
- Дюкеры, пролегающие под руслом реки.
- Селеспуски, защищающие водные артерии от попадания в них селевых потоков.

Смежные сооружения
Чаще всего под этим значением понимаются конструктивные элементы, обеспечивающие единый напор и уровень воды. К ним относятся перепады, быстротоки, пороги, ступени, насосные станции. Регулирующие общий режим канала.
Такими элементами стали водосбросы, шлюзы-регуляторы, вододелители, аварийные заграждения, плотины.
Все они предназначены для изоляции отдельных участков искусственно созданных рек в случае производственной необходимости или при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Шлюзы
Эти гидротехнические бункеры обеспечивают переход судов при наличии разницы в уровне воды на различных участках каналов.
При этом вода может выравниваться как по верхнему, так и по нижнему бьефу. В первом случае в шлюз закачивается необходимое количество воды, во втором излишки жидкости аккуратно сбрасываются.

Водохранилища
Водохранилищами являются искусственные озера, образовавшиеся в результате возведения плотин.
Используются эти водоемы для работы гидроэлектростанций, улучшения судоходных характеристик каналов, удовлетворения потребностей в воде сельского хозяйства.

Самые длинные каналы мира
На карте мира эти строения являются самыми заметными искусственными руслами.
Панамский (81,6 километров)
Этот канал долгое время носил звание венца человеческой мысли. Именовали его не иначе как Мост двух Америк, соединивший воды Тихого и Атлантического океанов, что хорошо видно на карте.

Кильский (98 километра)
Это рукотворное русло соединило Балтийское и Северное моря, пройдя по территории Германии.

Волго-Донский (101 километр)
Один из самых известных водных каналов России соединил между собой Волгу и Дон, обеспечивая проход из центра России к Азовскому и Каспийскому морям, а через них к мировым океанам.

Канал имени Москвы (128 километров)
Удивительный по красоте канал России был возведен еще при Сталине, и до сих пор используется в качестве судоходной реки и необычного туристического маршрута, украшенного скульптурами и мостами.

Царский (145 километров)
Ирландская искусственная река соединила Дублин и реку Шенон.

Рейн-Майн-Дунай (171 километр)
Этот канал соединил три важных реки и облегчил перемещение между Северным и Черным морями.

Суэцкий (193,3 километра)
Этот водный путь до сих пор считается одним из главных каналов мира, соединяя Средиземное море и Суэцкий пролив. Удостовериться в этом можно, посмотрев на карту мира.

Беломоро-Балтийский (227 километров)
А это русло России позволило уменьшить расстояние между Белым и Балтийским морями. К сожалению, проходить по нему могут исключительно небольшие корабли.

Среднегерманский (325,7 километров)
Водная артерия Германии объединила между собой Рейн, Эльбу, Везер, Эмс и отличается особой живописностью.
Эри (843 километра)
Водное сооружение штата Нью-Йорк связало между собой Великие озера и Атлантический океан, что видно на карте мира и Америки.

Гета (420 километров)
Этот водный путь находится в Швеции и долгое время связывал Балтийское и Северное моря. Однако в последнее время он используется, в основном, в качестве объекта туризма.

Юньхо или Юньхэ (1930 километров)
Великий китайский канал. Самый протяженный канал мира, как показывает карта, расположен в Китае и обладает самой длинной историей. Строили его в течение почти 2000 лет.

На карте
Карты мира и России демонстрируют множество больших и малых канал и наглядно показывают экономическое и стратегическое значение существующих искусственных водных артерий.