Коринфский канал (Греция)

Коринфский канал – одна из многих достопримечательностей, которыми гордится Греция. Это памятник человеческому инженерному гению, изобретательности и упорству.

Основные характеристики и карта

Канал разрезает Коринфский перешеек, отделяет полуостров Пелопоннес от материка, превращая тот в остров. Сокращает путь из Коринфского залива Ионического моря в залив Сароникос Эгейского моря на 400 км – до 6,343 км. Это самый короткий проток в Европе.


Проход прямой, без дамб и плотин, глубиной 8 м. Ширина на поверхности воды составляет 25 м, у дна – 21 м. В мире нет судоходных каналов у́же.

Высота известняковых скал по бокам доходит до 76 м. Материал стен с виду прочный, но на самом деле не может противостоять влиянию воды и ветра. Склоны закрыты дополнительными плитами из того же известняка.

Примерно раз в неделю движение по каналу перекрывают, чистят дно, укрепляют берега. Несмотря на это регулярно происходят оползни, которые останавливают движение кораблей. Последний произошел в 2018 году.

История строительства Коринфского канала

Коринфский канал по своим характеристикам не относится к самым уникальным каналам мира, но в его истории есть оригинальные факты.

Задумка и реализация проекта заняла более двух тысяч лет, привлекая в разные годы светлые умы со всего света.

Впервые идея соединить моря и облегчить путь торговым судам появилась в VII веке до н.э. Она принадлежала второму коринфскому тирану Периандру – человеку жестокому и мнительному, но вошедшего в список семи греческих мудрецов.

Периандр.

Тогда на каждом берегу Коринфского перешейка находилось по гавани: Лекэон у Коринфского залива и Кенхреи – у Саронического. Корабли пересекали сушу на специальных повозках.

Но реализовать замысел не получилось. Инженеры, проводившие работы, доложили правителю, что в Эгейском и Ионическом морях разные уровни воды. Когда они соединятся, произойдет потоп, который поглотит все окружающие земли и ближайшие острова Саронического залива.

Периандр остановил строительство.

Есть версия, что диктатора испугал гнев богов, напророченный дельфийским оракулом – символом мудрости, передающим волю богов. Пророчество звучало как прямой запрет: «Не снабжай перешейка башней, и не прорывай его (не пересекай его каналом)».

Другая теория говорит, что пророчество придумали жрецы Коринфа. Они опасались лишиться значительной части пожертвований. После открытия прямого короткого пути моряки перестали бы останавливаться в городе. У купцов пропала бы необходимость в благословении богов, ведь путь больше не был бы долгим и опасным.

Альтернативой каналу стал волок «Диолк» – дорога, выложенная камнем с желобами, в которые укладывались густо смазанные маслом деревянные полозья. По ним перетаскивали пустые суда. Товары перевозили отдельно, на телегах. При этом использовался труд рабов.

Несмотря на высокую стоимость, выгода от этого сооружения окупалась настолько, что с жителей Коринфа перестали собирать налоги.

«Диолк» служил до IX века. Сейчас его остатки находятся вдоль канала.

В 307 г. до н.э. правитель Македонии Деметрий Полиоркет хотел возобновить строительство канала через Коринфский перешеек. Он нанял египетских инженеров. Но они также решили, что из-за разницы между уровнем воды в морях случится катастрофа. Деметрию пришлось отказаться от своих планов.

В 146 году до н.э. Коринф разрушил военачальник Римской империи Луций Муммий Ахейский. На руинах существовало лишь небольшое поселение, пока в 44 году до н.э. Юлий Цезарь не восстановил торговый город, ставший впоследствии центром Ахейской провинции.

Ни Цезарю, ни Калигуле не удалось возобновить прокладку канала.

В 67 году н.э. император Нерон решительно взялся за строительство, для чего собрал 6000 невольников. Они даже успели вырыть канал глубиной 700 м. Восстание отвлекло Нерона, вынудив вернуться в Рим.

В 69 году новый римский император Гальба – наследник Нерона на троне – остановил работы.

В течение нескольких столетий неоднократно предпринимались попытки соединить моря, но каждый раз что-то нарушало планы строителей.

Греческая освободительная война, начавшаяся в 1821 году, привела к власти сенат во главе с президентом Иоаннисом Каподистрия. Политик, служивший министром иностранных дел России при Александре I, понимал значимость Коринфского канала для молодой республики.

К сожалению, разработанный неким инженером из Франции проект оказался слишком затратным. В 1831 году в Греции разгорелась гражданская война, которая надолго отодвинула решение экономических вопросов.

В ноябре 1869 года греческое правительство оценило успех Суэцкого канала и утвердило закон «о прорытии Коринфского перешейка». Началась разработка проекта, длительные согласования и переговоры. Венгерские архитекторы Иштван Тюрр и Бел Герстер (проектировщики Панамского канала) предложили несколько вариантов прокладки. Из них выбрали один, оказавшийся аналогичным планам инженеров Нерона.

5 мая 1882 года завершилась подготовка и началось строительство Коринфского канала.

У французской компании, выбранной для работы, быстро закончились средства. На помощь пришел состоятельный греческий банкир Андреас Сингру.

Две с половиной тысячи рабочих за десять лет удалили 930 000 м³ грунта, постепенно, слой за слоем. Были задействованы самые современные машины того времени.

7 августа 1893 года Коринфский канал окончательно утвердился на карте Греции.

Коринфский канал во времена Второй мировой войны

Вторая мировая война не могла обойти стороной такое стратегически важное место, как полуостров Пелопоннес.

17 апреля 1941 года, после капитуляции Югославии, целью немецкой армии стала Греция.

Английские и новозеландские военные части, защищавшие страну, должны были покинуть страну через порты Пелопоннеса. Попасть туда можно было только по мосту, перекинутому через Коринфский канал. После прохода отступающих мост собирались взорвать.

Чтобы помешать этим планам, нацисты решили высадить десант. В него включили два батальона парашютного полка. Взвод саперов шестой роты второго батальона должен был разминировать мост.

Гитлер взял операцию под личный контроль. Несмотря на то, что у него не оказалось оперативных данных и операция запоздала на несколько часов, нацисты захватили Коринфский канал.

24 и 25 апреля основные силы британцев закончили переход и отправились к портам полуострова Пелопоннес. Последним отступал корпус генерала Уилсона.

В 4 часа 30 минут 26 апреля с ближайшего аэропорта Ларисса, оккупированного немцами, поднялись самолёты с десантниками. В 7 утра они достигли цели.

Сначала боевая авиация провела бомбардировку, освободила площадку возле моста, на которую в 7 часов 40 минут приземлились планеры с саперами.

После короткого боя в руках фашистов оказались 6 пушек Бофорс и 80 пленных. В это же время на оба берега канала высадились парашютисты. Они сумели захватить аэропорт Коринфа, куда немцы сразу выслали подкрепление.

Саперы быстро разминировали мост, но заряды не снимали, рассчитывая использовать их в случае провала операции. Из-за этого случилось непредвиденное. Снаряд, выпущенный из трофейной пушки, случайно попал в заряд. Мост взорвался вместе с не успевшими отойти саперами. Несмотря на это немцы захватили нужный участок.

Временный мост через Коринфский канал возвели уже к утру 28 апреля. Пятая немецкая бронетанковая дивизия решила исход борьбы. Коринфский перешеек был занят.

Остатки британских, греческих и новозеландских войск – около 12 тысяч солдат – не смогли добраться к точкам эвакуации на юге Греции. Они вместе с техникой и оружием попали в плен. 50 000 греческих солдат удалось эвакуировать другим путем, с помощью английского средиземноморского флота. Цена успеха для немцев составила 63 человека убитыми, 158 – ранеными, 16 – пропавшими без вести.

Покидая полуостров в 1944 году, нацисты подорвали мосты через Коринфский канал, затопили технику, которую не могли забрать, и паровое судно «Веста». Оставили мины. Частично проход был завален привезенным грунтом, частично – естественными наносами.

На восстановление Коринфского канала выделили деньги США в рамках доктрины Трумэна и плана Маршалла. Работы вели американские предприятия с помощью инженерных войск. Расчистку акватории проводило совместное предприятие Стирз-Гроув. Воссозданием дорожной сети занимался Аткинсон-Дрейк-Парк. 7 июля 1948 года, после восьми месяцев работы, по каналу прошли первые суда с малой осадкой. В сентябре канал смог пропускать суда любого водоизмещения.

На память о событиях Второй мировой по берегам канала раскиданы старые дзоты. Теперь это просто фон для фотографий туристов.

Коринфский канал сегодня

Техническое развитие и появление крупнотоннажных судов привело к тому, что Коринфский канал потерял свое значение для транспортировки грузов. Сейчас по нему провозят около 7 миллионов тонн различных товаров в год.

Для океанских судов шириной около 20 м он слишком узок. Те, что проходят по ширине, протаскивает буксир на небольшой скорости, чтобы волны не размывали стены. По одному такому помощнику стоит с каждой стороны.

Здесь устроено реверсивное движение: корабли и яхты проходят по очереди, сначала с одной стороны, потом с другой. Борта при этом почти касаются берегов, настолько маленький остается зазор.

Пошлина за прохождение по каналу самая высокая в мире из расчета на километр пути, несмотря на то, что никаких технических сооружений преодолевать не нужно. Собирает оплату и регулирует движение диспетчерская служба. Рассчитать стоимость можно на официальном сайте.

Всего за год по Коринфскому каналу приходят одиннадцать – пятнадцать тысяч судов. В основном это круизные лайнеры. Они медленно проходят между отвесных стен, когда кажется, что до камня можно дотронуться рукой. Особенно впечатляющим выглядит шоу для пассажиров и туристов, наблюдающих сверху, при включенной иллюминации. Говорят, на одной из стен можно разглядеть букву «N», оставленную честолюбивым императором Нероном.

Как добраться по суше. Мосты и смотровые площадки

Пелопоннес соединен с материковой Грецией тремя автомобильными мостами, одним железнодорожным и одним пешеходным.

Пассажирам поездов, следующих из Афин в Коринф и обратно, удается увидеть из окон западный вход в Коринфский канал. Главное не упустить момент, когда транспорт преодолевает пролет.

Таким же образом полюбоваться видами могут пассажиры автобуса, курсирующего по тому же маршруту, что и поезд.

Самый удобный способ добраться до Коринфского канала – автомобиль. На нем можно проехать по платной трассе A8/E94. Координаты моста 37.925036; 22.997613. Но скорость движения не позволяет хорошо рассмотреть достопримечательность.

На мосту старой дороги Коринф – Лутрака есть возможность остановиться. Здесь оборудована смотровая площадка и работает сувенирный магазин.

Еще один мост – проселочный – подойдет смельчакам, использовать его осмелиться не каждый.

При желании можно перемещаться вдоль канала по старым технологическим дорогам.

Проехав сквозь Коринф, автомобилисты оказываются у входа в канал со стороны Ионического моря. Здесь и с противоположной стороны расположены погружные мосты.

Они были открыты в 1988 году. С помощью гидравлической системы, сооружения опускаются под воду, на глубину до 8 метров. Пропустив судно, погружная конструкция возвращается назад, давая дорогу автомобилям.

Географические координаты Коринфского канала: 37.934685, 22.983765.

Если самостоятельно добираться нет возможности, можно присоединиться к автобусной экскурсии.

Прогулки на воде

Западный вход в Коринфский канал расположен в двух километрах от Коринфа. Отсюда и из Лутраки предлагают водные прогулки по каналу.

В любое время дня на набережной можно выбрать судно: от довольно больших на 50 человек до маленьких частных катеров. Договариваться лучше всего лично с капитаном понравившегося судна.

Экскурсия занимает примерно два с половиной часа. Путь туда и обратно без экскурсии занимает около часа, но зависит от очереди на пропускном пункте.

Суда под греческим флагом платят за прохождение от 50 до 80 евро в зависимости от количества пассажиров на борту.

Возможно взять в прокат катер без водителя и отправится в плавание самостоятельно, заплатив положенную пошлину за проход. Для маленьких частных греческих катеров взнос составляет чуть больше 30 евро.

Для тех, у кого есть время, из Пирея в Афины организуется круиз на восемь дней с проходом через канал.

Банджи-Джампинг

Популярный экстремальный аттракцион обосновался на одном из мостов, перекинутых через Коринфский канал.

Смельчакам привязывают к ногам крепкий эластичный трос и вниз головой сбрасывают навстречу водной глади. Длину троса можно регулировать. Чаще всего выбирают такую, при которой голова касается воды. Полет длится считанные секунды и оставляет незабываемые впечатления.

Прыжки устраивают только в жаркий сезон с мая по сентябрь. Обычно любители адреналина и новички, желающие попробовать новое для себя развлечение, приезжают на мост по выходным.

Мост над Коринфским каналом – одно из самых известных мест для банджи-джампинга. Здесь регулярно проводится фестиваль по прыжкам на «тарзанке». В нем с удовольствием принимают участие профессиональные спортсмены и опытные любители.

Коринфский канал в Греции является достоянием истории всего мира. Он занимал умы великих правителей и изобретательных инженеров. Его создание потребовало огромных усилий тысяч людей.  Красота и масштабность канала ежегодно привлекает тысячи туристов. Они любуются слоистыми отвесными скалами. Двумя морями, которые видно с любой точки прямолинейного протока.

Проверим знания по теме?

0%

Как называется самый узкий канал в мире?

Correct! Wrong!

Что такое Диолк?

Correct! Wrong!

В каком году был официально открыт Коринфский канал?

Correct! Wrong!

Какие заливы соединяет Коринфский канал в Греции?

Correct! Wrong!

Какие моря можно увидеть находясь в Греции?

Correct! Wrong!

Проверка знаний по теме: «Коринфский канал»
баллов

Share your Results:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector