Канал имени Москвы на карте от Волги до Москва реки

Канал имени Москвы — уникальное произведение человеческих рук. Правда, руки эти были подневольными, и многие их обладатели не дожили до конца строительства.

Величественное гидротехническое сооружение подарило Москве название столице пяти морей. Но об истории его сооружения известно меньше, чем о разрекламированном Беломорканале, который, кстати, принес намного меньше пользы.

Рекомендуем к прочтению: река Северка Московская область

Общая информация

Поэты тех лет назвали сооружение зеркальным сталинским мостом и ставили в один ряд с высотками и метро. Начало канала находится в районе Дубны, при строительстве он был разделен на три отдельных участка и позволял провести в столицу необходимую для растущего города воду.

Весь канал им. Москвы на теплоходе «Родная Русь» от Северного речного вокзала до Дубны | TimelapseВесь канал им. Москвы на теплоходе «Родная Русь» от Северного речного вокзала до Дубны | Timelapse

Торжественное открытие состоялось в середине июля 1937 года, и с тех пор канал исправно служит людям, наполняя Москву-реку водой и обеспечивая торговое снабжение столицы и проход пассажирских судов.

Сегодня на берегу канала москвичи и жители окрестных городов могут отдохнуть в санаториях, пансионатах, базах отдыха или провести время на природе, наслаждаясь водной гладью и свежим воздухом.

Рекомендуем к прочтению: Августовский канал

Основные характеристики

Московский канал характеризуется следующими параметрами:

  • Протяженность искусственно созданного русла составляет 128 километров. Для сравнения длина знаменитого Суэцкого канала составляет 161 километр. Водная артерия делится на три обособленных выделенных участка. Первый носит имя Волжского подъема, начинается в Иваньковском водохранилище и имеет длину 74 километра. Второй участок называется Волжско-Окским водоразделом и занимает 50 километров. Эту часть канала образовывает не только проложенный людьми водный путь, но и пять крупных водохранилищ. Последняя часть расположена на Южном Москворецком склоне и является самым коротким участком: длина его составляет 4 километра. На все имеющиеся водохранилища приходится всего 20 километров, остальная протяженность канала имени Москвы была проложена рабочими чуть ли не с помощью лопат и тачек.
  • Глубина канала имени Москвы составляет примерно 5,5 метров. Это дает возможность свободно проходить судам грузоподъемностью до 5000 тонн. При этом некоторые места выстроенной водной артерии расположены в глубоких выемках ландшафта, так что у проплывающих мимо туристов создается впечатление нахождения в настоящем каньоне. На других участках канал проходит через специально насыпанные дамбы, гладя на которые сложно поверить в то, что насыпаны они были совсем не природой.
  • Ширина канала меняется с понижением глубины. На поверхности она составляет 85 метров, к дну сужается на 50 метров.

Рекомендуем к прочтению: Водный канал это

География

Географически канал расположился на территории Московской и Тверской (бывшей Калининской) областей. Находится он на севере от Москвы. Истоком грандиозного сооружения стало Иваньковское водохранилище, больше известное как Московское море. Сам водоем образовался после установления плотины на реке Волга.

Иваньковское водохранилище

Трасса канала

От города Дубна канал спускается к югу, проходя через города:

  • Дмитров.
  • Яхрома.
  • Деденево.
  • Рождествено-Суворово.
  • Марфино.
  • Федоскино.
  • Жостово.
  • Долгопрудный.
  • Химки.
  • Москва.
Дубна

По пути вода задерживается в семи водохранилищах, и проходит через такое же количество шлюзов (еще четыре расположены непосредственно в Москве), обеспечивающих необычный по простоте и оригинальности пропуск маломерных судов. Впрочем, технология прохождения шлюзов была придумана задолго до строительства КиМ.

Рекомендуем к прочтению:  Крупные реки Калуги и Калужской области на карте, описание, фото
Москва

Кстати, во время строительства было снесено более 200 населенных пунктов, основная часть которых после установления шлюзов оказалась затоплена.

Канал на карте

Карта Московской и Тверской областей наглядно продемонстрирует извилистый путь воды, текущей от Матушки Волги до Москва-реки.

Технические чертежи и схемы канала имени Москвыпредоставят возможность хотя бы приблизительно оценить труд строителей, в рекордные сроки построившие искусственное русло, шлюзы, водохранилища, плотины, гидроэлектростанции.

Читайте также: река Сестра на карте Московской области

История канала имени Москвы

Первая идея о соединении Волги и Москвы возникла в головах российских купцов еще в XVIII веке. Об этом задумывался еще и первый император России. Правда, началом рукотворной артерии должно было стать Балтийское море, а русло должно было уходить в центральные районы страны.

Канал имени Москвы. История великой стройки из цикла Река времени. ч.1Канал имени Москвы. История великой стройки из цикла Река времени. ч.1

Первоначальный проект предусматривал возведение 123 шлюзов. Стоило это безумных денег, которых в государственной казне просто не было. Так что зодчим пришлось экстренно пересматривать схему водных путей. Во втором варианте требовалось установить всего 41 шлюз.

Этот проект понравился Петру I намного больше, и он был готов даже начать строение гидротехнического сооружения, но помешали новые грандиозные планы.

После смерти императора проект отправился в стол, потерявшись почти на 100 лет. Но с ростом численности людей нехватка воды стала ощущаться все больше, так что в 1825 году правительство было вынуждено вновь озаботиться сооружение канала, способного обеспечить живительной влагой центральные районы.

Старый план (который весьма напоминает современный проект) был вытащен на свет Божий, а Казначейство смогло изыскать необходимые финансовые средства. Вот только хватило их всего на 20 лет. К этому времени успели прорыть канал от Сестры и Истры, установить практически все шлюзы и возвести Сенежское водохранилище.

Проектом предполагалось, что водная артерия станет обеспечивать безпроблемное прохождение около 3000 небольших кораблей. Но открытие железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой оставило эти корабли без грузов. Стройка была заморожена.

Третий раз проект показал свою актуальность, когда Москва стала испытывать острую потребность в воде. Рост населения, открытие новых заводов и фабрик требовали увеличения объемов влаги, но брать ее в нужных количествах было неоткуда. Тогда в районе Рублевки появились первые рабочие с лопатами, начав строительство Москворецкого водопровода.

На Рублевской станции были использованы самые передовые для того времени технологии: мощные насосы, оригинальные фильтры, громадные бассейны-отстойники. Была создана даже научная лаборатория, оснащенная необходимым оборудованием, а Воробьевы горы украсились огромным кирпичный резервуаром, который хитроумно обеспечил водой жителей тогдашних высоток. К тому времени это казалось чудом технической мысли.

Но Москва продолжала расти. Так что введенных мощностей снова стало не хватать, на одного жителя столицы приходилось 4-5 вёдер воды в день. И это в элитных квартирах, где были установлены ватерклозеты и ванны. Жителям окраин доставалось уже по ведру воды в день, при этом качество жидкости оставляло желать лучшего.

Москва постепенно превращалась в грязную и вонючую замарашку. Сталина такое положение вещей не устраивало, и на очередном пленуме ЦК было принято решение перенаправить в столицу часть полноводной и широкой Волги.

Строительство

Невероятная стройка развернулась в 1931 году. Основными строителями стали заключенные Дмитлага. Труд их практически не оплачивался, а обещание уменьшить срок за ударный труд толкало людей на невиданные подвиги. Свою роль сыграли и противоположные угрозы.

Рекомендуем к прочтению:  Река Кострома в Костроме: описание, карта, сплав и рыбалка
Легенды канала имени Москвы (2015) ДокументальныйЛегенды канала имени Москвы (2015) Документальный

Когда простые рабочие были не в состоянии решить технические проблемы, к ним на помощь присылали самых крупных специалистов в той или иной сфере. А чтобы не тратить время на уговоры, ученых просто арестовывали и отправляли на стройку.

Работать приходилось в нечеловеческих условиях: из орудий труда были только тупые лопаты и ржавые ведра (экскаваторы появились только к концу строительства), кормили заключенных жидкой баландой, а рабочий день длился в течение 10-14 часов в условиях холода или палящего солнца.

Многие люди просто падали в строящиеся котлованы и резервуары с бетоном, где их и закапывали, не теряя время на перенос трупов, некоторых добивали надзиратели, третьих хоронили еще живыми, но уже неспособными двигаться. Трупы зарывались под тоннелем или в специальных могильниках, куда их как попало сбрасывали такие же измученные товарищи по несчастью.

Считается, что за время стройки погибло от 700000 до 1500000 человек. Точных данных не существует, так как медикам было запрещено разглашать эти сведения, а потом врачам и вовсе стало не до подсчетов. Архивы НКВД по этому объекту были удачно затоплены. Подсчет осложнялся и тем, что в конце строительства чудом выживших людей просто расстреливали.

Строительство канала имени Москвы очень дорого обошлось советскому народу, зато столица получила необходимую воду, а Москва-река и Яуза были спасены от полного пересыхания.

Торжественное открытие канала состоялось 15.07.1937 года. Строители так торопились отчитаться к намеченной дате, что не успели убрать со дна инструменты. Так что потом пришлось вылавливать все приспособления с помощью траления дна.

Спустя 10 лет канал получил имя Москвы. До этого его величали канал «Волга-Москва».

Военные годы

Канал имени Москвы стал неплохим средством для защиты столицы от фашистских войск.

В ноябре 1941 года при передвижении немцев по льду Иваньковского водохранилища техники начали сброс воды, в результате чего лед стал ломаться, немало техники и живой силы провалились под воду, а оставшиеся были вынуждены повернуть обратно.

Иваньковское водохранилище

На другом участке отказаться от форсирования канала пришлось из-за резкого повышения уровня воды.

Высокие насыпи позволяли обустраивать нашим войскам относительно безопасные ходы, траншеи и места установки орудий, что сыграло роль в подготовке перед наступлением фашистов.

Кроме этого по каналу в город продолжали поступать вода, продукты питания, военные грузы, а ГЭС снабжали город электрической энергией.

Шлюз 7

Сооружения

Сооружения рукотворной реки состоят из:

  • 11 шлюзов.
  • 10 плотин.
  • 8 водохранилищ и столько же заградительных ворот, призванных перегораживать реку канала имени Москвы для очищения и ремонта дна.
  • 7 гидроэлектростанций.
  • 3 больших пристани и более десяти мелких причалов.
шлюз номер 1 Дубна

Особенно привлекательно смотрятся огромные шлюзы, выполненные в стиле сталинский ампир. Это тяжелые и мощные строения, призванные подчеркнуть силу человека и его способность менять рельеф по собственному желанию.

памятником Ленину

Могучие шлюзы украшены скульптурами:

  • №1 – памятником Ленину. Некоторое время на противоположном берегу стоял похожий памятник Сталину, но в 1962 году его убрали.
  • №3 – фигурами каравелл.
  • №4 – воздушными портиками, расположенными на грубо отесанных цоколях.
  • №5 – скульптурой «Водный путь».
  • №7 и №8 – оригинальной аллеей из бетонных колонн.
шлюз номер 10

Забытый Екатерининский канал

Имя самой известной российской императрицы, которым когда-то назвали первый канал, соединивший Волгу и Москву реку, с течением времени оказалось забыто. Хотя, если смотреть карту, часть Екатерининского канала вошла в состав более позднего строения.

Рекомендуем к прочтению:  Река Паша: Ленинградская область, карта, описание, отдых на реке

Оставшееся без присмотра гидротехническое сооружение растаскивалось жителями близлежащих деревень и ветшало. Так что сегодня заброшенная рукотворная река представляет собой не самое симпатичное зрелище. Приятное исключение составляет только изумительное Сенежское озеро.

Судоходство

Искусственно созданная река канала имени Москвы отлично подходит для обеспечения столицы всем необходимым по водной глади. Здесь же проходят различные экскурсионные маршруты. Навигация открывается в апреле и работает до середины октября. При изменении погодных условий судоходное время может меняться.

Судоходные шлюзы

Шлюзы канала имени Москвы на карте дают общее представление о маршруте движения судов. Но вопросы как пройти шлюз, продолжают интересовать туристов.

Процедура очень проста: корабль, заходит в шлюз определенной длины. Ворота за ним закрываются, благодаря насосам и переливам вода поднимается или опускается, выравниваясь по высоте со следующим участком речного пути, передние ворота открываются и корабль проходит дальше.

Процесс занимает около часа, точное время зависит от длины шлюза канала имени Москвы.

шлюз 9

Из Волги в Москву реку

Необычное путешествие по России можно совершить на прогулочном корабле, неторопливо продвигающемся по каналу имени Москвы.

Шлюз 8

Великолепные природные пейзажи, старинные населенные пункты, каждый из которых имеет собственные достопримечательности, спокойное времяпрепровождение привлекают внимание тысяч туристов, которые хотят поближе познакомится с историей и природой родного края.

Круизы

Канал имени Москвы | 122 км за 8 минут | 4K TimelapseКанал имени Москвы | 122 км за 8 минут | 4K Timelapse

Круизы на больших лайнерах и небольших катерах организуют многие туристические агентства. Стоимость путешествия зависит от маршрута и класса выбранного корабля.

шлюз 6

Экономическое и стратегическое значение канала

Роль реки канала имени Москвы по-прежнему велика. Водная артерия помогает доставлять в столицу огромное количество грузов, снабжает город питьевой и технической водой, сохраняет прелесть водоемов и Москвы-реки.

Химкинское водохранилище

Экология

Специфика сооружения не способствует его самоочищению, так что каналу периодически требуется принудительная очистка. Кроме того, постоянно растущая нагрузка ухудшает качество воды, что тоже негативно сказывается на экологии окрестностей.

Пестовское водохранилище

Флора и фауна

Располагаясь на европейской части России, воды и берега канала не могут похвастаться экзотической флорой и фауной. Привычные для этой территории рыбы, животные, птицы по-прежнему селятся на обжитых местах.

Пестовское водохранилище

Переправы между берегами

На сегодняшний день работают две паромные переправы:

  • первая расположена около Дубны и соединяет город с поселком Конаково.
  • вторая находится у деревни Мельдино и связывает ее с населенными пунктами Липино, Насадкино, Новосиньково.

В период навигации перебраться на другой берег можно на лодках, которые предоставляют жители деревень по берегам канала (но это не совсем официальный бизнес, так что договариваться придется в частном порядке), зимой в некоторых местах устанавливают паромные переправы.

Оба берега соединяют также несколько мостов: в Тушино и Яхроме, на ЦКАДе и МКАД.

Рыбалка

Фидер на Канале им. Москвы / Олег КвицинияФидер на Канале им. Москвы / Олег Квициния

Любители рыбной ловли посещают канал имени Москвы в течение всего года. Как говорят рыбаки, здесь можно поймать плотву, сома, щуку, жереха и даже судака.

Рыбалка на Канале имени Москвы, не Ожиданый улов....Рыбалка на Канале имени Москвы, не Ожиданый улов….

Лучшими местами считаются естественные озера, но за проход на часть из них придется заплатить.

Рыбалка с Ночевкой на Канале имени Москвы. Деревня Рождественно. 2022 год.Рыбалка с Ночевкой на Канале имени Москвы. Деревня Рождественно. 2022 год.
Владимир
Привет! Меня зовут Владимир. Я закончил Российский Государственный Гидрометеорологический Университет. В свободное время веду блог, в котором рассказываю о водных объектах нашей планеты, увлекаюсь охотой, рыбалкой и сплавом по рекам. Присоединяйтесь! Пишите комментарии, задавайте вопросы.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
oreke.ru
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Adblock
detector