Великий Китайский канал на карте Китая (Гранд-канал)
В Китае расположено огромное количество достопримечательностей, и Великий Китайский канал уверенно входит в первую десятку мест, которые настойчиво рекомендуют посетить всем гостям этой страны.
Строительством этого водного объекта занимались в течение 2000 лет, и сегодня он является самым длинным судоходным каналом в мире.
Рекомендуем к прочтению: река Чулышман Алтай
Общая информация
Природа Китая очень интересная и необычная, реки в регионе текут параллельно экватору. Поэтому идея создания искусственных сооружений, которые могли бы служить водными путями по меридианам, витала в головах китайских купцов и военачальников еще с незапамятных времен.

Небольшие сооружения, соединяющие отдельные участки рек, строились еще в VI-V веках до нашей эры, но обеспечить полномасштабное судоходство они не могли. И тогда было принято решение соединить эти отдельные рукотворные русла в единую сеть, которая и получила название Великого Китайского (Большого или Гранд) канала.
Невероятно, но рукотворная река Китая видна даже из космоса, в отличие от более популярной Китайской стены.
Протяженность самого длинного канала мира составляет более 1700 километров (в разных источниках данные варьируются от 1776 до 1790 километров), а с учетом ответвлений, расположенных в Пекине, Ханчжоу и Наньтуне, его длина равняется 2470 километров.
Ширина составляет от 40 до 350 метров, глубина находится в пределах 2-3 метров. На отдельных участках глубина фарватера достигает 9 метров.
Искусственная китайская водная система снабжена 21 шлюзом и переносит до 10 миллионов тонн воды в год.
Рекомендуем к прочтению: Никарагуанский канал Никарагуа
География
Великий канал Китая:
- Начинается в провинции Тунсян.
- Направляется к Пекину, проходя почти по центру столицы, и городу Тяньцзинь.
- Следует по провинциям Хэбей, Шаньдун, Цзянсу, Чжэцсян.
Оригинальная география самого длинного судоходного канала в мире позволила ему соединить между собой воды пяти китайских рек.
Рекомендуем к прочтению: река Арагви в Грузии
Канал на карте
Как показывает карта Китая основная часть самого длинного судоходного канала в мире проходит параллельно береговой линии Желтого моря.
Центральный и западные участки располагаются довольно далеко от природных соленых водоемов.
Читайте также: Суэцкий канал на карте
История строительства
Первый участок будущего величайшего судоходного канала в мире был построен еще в V веке до нашей эры. С его помощью стала возможной подача вода из реки Янцзы к городу Янчжоу.

С приходом к власти императора Цинь Шихуанди строительство было продолжено. Кстати, именно с его именем связывают появление терракотовой армии и восстановление Китайской стены.
Спустя десять столетий, когда Китай стал единым государством, появилась необходимость соединить между собой разные регионы. И почему-то император Суй решил связать отдельные области с помощью воды, а не обустройства дорог, как это делали в западных странах.
Необходимость строительства нового водного пути обуславливалась и необходимостью подачи воды в тогдашнюю столицу, город Чанъань. Кроме этого, шедевр технической мысли должен был обеспечить продовольствием население и армию, располагавшуюся вдоль северной окраины государства.
Следующий император приказал расширить и модернизировать систему уже имеющихся сооружений и провести искусственное русло до города Ханчжоу. Правда, народ Китая не оценил это решение, так как на строительство было направлено несколько миллионов человек и внушительные суммы из казны.
В XIII веке столицей страны стал Пекин, что потребовало строительства новой водной дороги. Великий канал таким образом стал основной транспортной артерией, протянувшейся с севера на юг.
Что интересно, первые шлюзы были изобретены именно в Поднебесной уже в Х веке нашей эры.
Рекомендуем к прочтению: Панамский канал
Развитие Великого канала
Позже рукотворное русло неоднократно перестраивалось и достраивалось, обеспечивая переброску зерновых запасов с плодородного юга страны, орошение полей и курьерскую доставку экстренной почты.
Уже в ХХ веке, после образования КНР, искусственная река Китая подверглась масштабной реконструкции и стала полноценным транспортным путем. Исключение составляет участок, проходящий на территории Шаньдун.
В настоящее время экономическое значение самого длинного судоходного канала в мире уменьшилось из-за появления более скоростных способов транспортировки грузов, зато возросла туристическая привлекательность этого древнего сооружения.
Музей великого канала
Музейная площадка, посвященная самому длинному судоходному каналу в мире, открылась в 2002 году в городе Ханчжоу. Кроме истории возникновения и развития искусственного сооружения, здесь можно познакомиться с:
- Мостами.
- Лодками.
- Паромами, которыми пользовались в течение всего периода эксплуатации водного пути.
Современность и будущее
Водный шедевр Китая по-прежнему остается удивительным творением человеческих рук. С его помощью доставляют грузы и пассажиров, используют в качестве туристического маршрута.
Дальнейшие планы предполагают увеличение протяженности Великого Китайского канала и соединение его с остальными реками государства.
Экономическое и стратегическое значение канала
Величайший канал Китая до сих пор играет существенную роль в экономической жизни государства. Творение человеческих рук стало одной из крупных транспортных артерий, позволяющих перевозить внушительное количество грузов.
Кроме этого Гранд канал способен доставлять воду для бытовых и технических нужд, орошения полей и пастбищ.
Прибавкой к бюджету страны стали доходы от туристического бизнеса, процветающего на берегах сооружения.
Экология
С одной стороны, Великий канал Китая улучшил состояние прилегающих к нему районов, с другой – функционирование сооружения наносит непоправимый вред природе.
В результате возведения искусственного русла были безвозвратно уничтожены плодородные земли, территория возле созданной реки заболачивается, в местах со стоячей водой начинают активно расти водоросли, а дно зарастает илом.
В результате движения судов в воду попадают вредные вещества, да и хозяйственная деятельность не способствуют улучшению экологического состояния воды и берегов.

Флора и фауна
Природный и животный мир на берегах самого длинного канала ничем не отличается от обитателей в ближайших районах Китая.
Переправы между берегами
Величественное сооружение имеет немало автомобильных и железнодорожных переправ, с помощью которых берега рукотворной реки соединяется между собой.